Театральный прожектор направленного света для освещения сцены

Эволюция театра, со времён античности и до наших дней, отразилась и на понимании сценического действия – изменился не только архитектурный образ европейских театров, принципы выстраивания сценического пространства и подход к созданию декораций и костюмов, но и роль, которую отводят тем, кто непосредственно работает со светом. Свечи и факелы уступили место газовым светильникам, дуговым лампам и Друммондову свету, а появление ламп накаливания в конце XIX века ознаменовало наступление новой эры.

театральный прожектор 50w

После очередной революции, связанной с появлением эллиптического рефлектора в 1930-е годы и SCR-диммера в 1960-е, позволившего производить эффект затемнения, осветители превратились из простых работников сцены в настоящих художников. Сегодня театральный прожектор для освещения сцены – это необходимый элемент в работе любого светорежиссёра, стремящегося воплотить на сцене четыре принципа из классической работы Стэнли МакКэндлесса «Очерк о театральном освещении», написанной в 1933 году: «Освещение сцены можно определить как использование света с целью создания ощущения видимости, естественности, композиции и настроения, или атмосферы».

Роль прожектора

Современные осветители, светохудожники и дизайнеры соглашаются в том, что прожектор направленного света должен повышать видимость предметов на сцене, но стараются не сводить её исключительно к интенсивности освещения. На видимость может повлиять цвет, контраст, размер, движение или расстояние, поэтому основной её характеристикой становится избирательность – хорошиt прожекторы направленного света акцентируют внимание на отдельных объектах и актёрах, повышая их общую выразительность. Кроме этого, освещение должно соответствовать месту и времени происходящих на сцене событий, как бы ни были они далеки от реальности. Когда театральный осветитель начинает работать с тем или иным стилистическим концептом оформления (реализм, сюрреализм, футуризм, минимализм, готика, романтизм, викторианский стиль и т.д.), прожекторы для сцены, их расположение и направленность, помогают ему добиться необходимого эффекта присутствия.

Цели сценического освещения

Освещение непосредственно влияет и на общую композицию сцены. С помощью прожекторов режиссёр добивается ровного освещения или же акцентирует внимание на отдельных персонажах и объектах в соответствии с важностью той роли, которую они играют на сцене. Некоторые дизайнеры отмечают, что в будущем роль направленного света в построении визуального образа сцены может уменьшиться в связи с использованием оптического волокна, которое позволяет передавать свет и информацию одновременно, но эта технология не может заменить ставшие в ХХ веке традиционными способы освещения. И наконец, принято считать, что дизайн освещения не только призван создавать особую атмосферу, но и сделать аудиторию более восприимчивой к переживанию ряда эмоций. Осветитель использует прожектор для сцены, чтобы рассказать историю о том, что для театра важнее не вещи и события сами по себе, а то, какими они кажутся зрителю.

Основные типы прожекторов

В ряде случаев следует различать между прожекторами, которые, в принципе, используются на сцене, в том числе и во время музыкальных выступлений (сценические прожекторы), и прожекторами, которые больше подходят для театра. Как отмечают Дамир Исмагилов и Елена Древалёва, театральные прожекторы выполняют функцию локального освещения направленным светом актёров и декораций на сцене. Эти приборы обычно стоят дороже театральных светильников – это объясняется тем, что они отличаются более сложной конструкцией. Различают несколько основных типов прожекторов с отражательной оптикой:

  • низковольтные безлинзовые прожекторы;
  • прожекторы PAR с лампой-фарой;
  • прожекторы Source Four PAR со сменными стёклами (в них может не быть контротражателя).

Кашетирующие шторкисофтбокс 3*3Прожектор для освещения сцены этих трёх видов отличается повышенной точностью крепления оптических и механических деталей, а также наличием юстировочного и фокусирующего устройства. На переднем торце прожектора такого типа обычно устанавливаются дополнительные кашетирующие шторки, или софтбокс для управления световым потоком.

От выбора прожектора к построению сцены

Художник освещения использует как знание достоинств и недостатков тех или иных типов прожекторов, так и понимание физических особенностей света и психологического влияния, которое он может оказывать на зрителей. Для построения сцены особенно важно иметь представление об оптике, теории цвета, линзах, отражении и поглощении, а также уметь находить гармоничное сочетание пяти параметров: интенсивности, формы, цвета, направления и движения. Световой дизайнер должен уделить внимание избирательному освещению декораций, актёров и костюмов, чтобы глазам зрителя предстала цельная картина с чётко расставленными акцентами. Ни в коем случае не рекомендуется использовать прожекторы, для того чтобы рассеять внимание аудитории или отвлечь его от ключевых моментов истории, если только это не было замыслом режиссёра.

Грамотное использование осветительных приборов на театральной сцене становится необходимым условием того, чтобы постановка могла претендовать на статус подлинного произведения искусства. Развитие осветительных технологий привело к тому, что современное сценическое пространство создаётся с использованием приборов направленного света, творческий подход к работе с которыми позволяет решить художественные цели постановки. Более подробные рекомендации по световому оснащению театральной или съемочной площадки вы можете подчерпнуть из этих двух видео-уроков: